14 ноября 2014 г.

День третий. Акела промахнулся или Шутхэр харгы.

Писать о разгильдяйстве хорошо и приятно до тех пор, пока оно вдруг да и не стало твоим собственным. Это я о выборе маршрута для нашего третьего дня автопробега.
Вопрос о том, каким образом приехать из Читы в Удинск, обсуждался еще в Хабаровске и включал в себя три варианта.
1. Федеральная трасса до Улан-Удэ и возврат на приблизительно 125 км. по трассе Р436. Итого около 780 км. По определению считаем, что по федеральной всё хорошо, а кусок от Улан-Удэ до Удинска проезжался нами неоднократно на маршрутных автобусах - вполне ничего дорога, асфальт есть, ехать можно.
2. Федеральная трасса до Петровск-Забайкальского, проезд через Заиграевский район и возврат по той же Р436 на приблизительно 70 км. Итого около 635 км. Всё бы ничего, да в августе 2011 года ездила я в составе делегации "в армию к братцу Саньке в Петровск-Забайкальский" именно через Заиграевский район. Одним из самых сильных впечатлений стали эдак километров 60 по грязной каше, изрытой гусеницами тракторов в хаотичном направлении, которую предлагается считать дорогой. А летом 2014 года по этому же пути тот самый братец Санька ездил выручать братца Андрюшу, который застрял в сломавшемся автобусе на пути из Читы в Улан-Удэ. Исходя из его отзыва, за три года на этой дороге не изменилось абсолютно ни-че-го.
3. Собственно, сама трасса Р436 Чита-Улан-Удэ проходит через Удинск. Итого около 455 км. Совершенно неизведанная дорога. А какой заманчивый километраж! А кусок от Улан-Удэ и даже до Хоринска я знаю и он вполне хорош насколько вообще могут быть хороши бурятские дороги!
В итоге мной вместо благоразумного варианта 1 был выбран манивший неизвестностью и запахом Руси вариант 3. Действительно, почему бы и не проехаться по окрестным лесам, кустам и степям? Методами убеждения мужской стороны экипажа послужили выражения: "Ах, Еравнинские озёра!", "Увидим Эгитуйский дацан!", "Нет и пятиста километров!", "Посмотрим в Чите, если плохая трасса - не поедем!", "Зато дорогу разведаем!". Ирина Сусанина, блин. Теперь ни муж, ни брат со мной в разведку стопроцентно не пойдут разве на каком-никаком внедорожнике.
Короче, штурман-разгильдяй - горе экипажа!
Но вернёмся в утро 18 августа. Выспавшись и покормившись кто кашей, кто яичницей в том же заведении, что и ночевали, в 10:20 по Хабаровску мы выехали к основной цели нашего путешествия. Надо отметить, что не зря мне не понравился наш ночной приют. Даже простая рисовая каша в исполнении его трудящихся - поганенькая. Это просто сваренный рис, залитый молоком, и не факт, что кипячёным. Так что завтраком нам впечатление от гостиницы не улучшили.
Едем уже по знакомым из вчерашнего дня местам. На 2100-м километре в селе Угдан - поворот на Романовку. В этом месте трасса начинается с километрового столба с номером 16. Издалека полюбовались Угданским дацаном. Дорога здесь гораздо уже, но ведь трасса не федерального значения, а регионального.
Дорога приличная, пейзаж красивый, ничего не предвещает...
Монументальный крест, установленный вдоль дороги. Здесь часто можно заметить православные кресты.
А это - надпись, указывающая, почему он в этом месте стоит. 
Не прошло и часа, как мы оказались на границе Забайкальского края и Бурятии. Необычайно воодушевились, так и сяк фотографировались со стеллой, рассматривали Байкал на карте, скакали вокруг, и далеко не сразу заметили главное...
А главное слева - ровнёхонько на границе заканчивается асфальт и начинается грунтовка.
И я ещё нелестно отозвалась о трассе Забайкальского края! Да в Бурятии вон вообще асфальта нет! Осторожные мужчины заговорили о том, чтобы вернуться назад, пока не поздно, и всё-таки поехать по федеральной трассе. Но тут выступила я: мол, ни шагу назад, да самое большое по ней 400 км., да по федеральной отсюда все 800 км., да нам бы только до Романовки, а там не знаю, как, но ведь даже рейсовые микроавтобусы ходят, значит, дорога есть... и убедила таки. Поехали дальше по Еравнинскому району. До Романовки - около 100 км. Средняя скорость - 20 км./ч. Больше никак - дребезжат даже зубы.
Наличие гужевого транспорта и почти полное отсутствие автомобильного в этих местах меня не насторожило.
Тут произошла интересная встреча: догоняющий нас КАМАЗ вдруг стал всячески нам помаргивать и заигрывать, вынуждая притормозить. Я уже упоминала, что на нашей машине сахалинские номера, так вот, водитель КАМАЗа тоже оказался оттуда родом, ехал себе спокойно в Багдарин, а тут, по его выражению, сам не поверил своим глазам. И в самом деле, что на этой забытой дороге может делать сахалинец на легковой машине? Только уступить своей временами сумасшедшей бурятской жене, которая решила, понимаешь ли, разведку устроить!
Спросили у водителя, что нас ждет впереди. Оптимистично пообещав, что "дальше только хуже", он обогнал нас и растворился в пыли. А мы со словами "ну, ему же в Багдарин, это же север, там конечно плохая дорога, а нам-то на запад" понемногу дотряслись до села Телемба. С тех пор у нас в лексиконе появилось новое слово: "дотелембиться", что является синонимом слов "дотащиться" или "доползти".
Жаль, что я ничего там не сфотографировала. Небольшое и интересное село. Во-первых, там была АЗС с одноимённым названием. Во-вторых, там был кусок свежего асфальта в сторону Читы. В-третьих, там делают тротуары! Такое ощущение, что администрация села, подобно куму Тыкве из "Приключений Чиполлино", по кирпичику в год строящего себе дом, каждый год выделяет средства на укладку пяти-десяти метров асфальта с целью когда-нибудь преодолеть 32-х километровое расстояние до заветной границы Бурятии с Забайкальским краем...
Пейзажи здесь - как умытые. Наверняка сказывается практически никакая транспортная активность.
Водитель КАМАЗа не обманул: дальше дорога только хуже...
Каждый километр дается с трудом. Хорошо, что сухо, иначе не факт, что мы бы тут проехали.
Таким образом мы трясемся уже пять часов, и вот начался он - какой-никакой, а асфальт! Значит, это она! Долгожданная Романовка! После которой у нас всё-всё будет хорошо, особенно скорость! Наша встреча была незабываемой...
Мда... Такой приём не забудешь. Сразу ясно, кто на здешних дорогах хозяин. И это безусловно не автомобиль.
Ну что я могу здесь сказать... Закончилась Романовка, а вместе с ней и асфальт. 13:30 по Бурятии, мы теряем день, становится ясно, что обратного пути у нас нет. Только вперед по гребёнке, с безнадёжно малой скоростью и шансом, что со следующего населённого пункта Исинга начнётся асфальт, так необходимый нашему железному коню.
Между прочим, начали попадаться легковые машины. По одной в час. И скачут они по этой грунтовке как ни в чём не бывало. Не знаю, за сколько лет при таком режиме движения можно развалить машину, но как едут те, кто внутри? По моим ощущениям при попытке чуть увеличить скорость даже ливер в животе начинал подпрыгивать, Петруха ругался на трясущийся руль, а чем только не начинала громыхать машина! Нам её тоже жалко, как-то не планировали разболтать всего за одну поездку. Конечно, во многих местах России отвратительные дороги, но туда и едут на совершенно других моделях автомобилей. И во время всего этого безобразия думается исключительно о чём-то эдаком политическом... Разрешите обратиться?
Уважаемый Владимир Владимирович!
Почему бы Вам в один из своих визитов в Бурятию не посетить село Телемба? Просто из любопытства? Ну чем оно, в самом деле, хуже Байкала? Только, прошу Вас, не нужно лететь туда на вертолёте! Исключительно наземным транспортом. Вы же сможете, Вам стоит только захотеть! И чиновники Бурятии, я уверена, тоже могут сделать так, чтобы дорога соответствовала Вашему желанию. Лично мне по-прежнему уже всё равно. Пожалуй, проехать по этой дороге мне не захочется больше никогда. Однако, посмотрев на деревни вдоль трассы Р436, я прониклась и стала сочувствовать людям, там поселившимся. С нормальной дорогой, по которой хочется ездить, а не на которую хочется откровенно материться, им будет гораздо проще уехать навсегда?! и приятнее жить там, где они живут.
Кстати, о грубых материях. До сих пор не понимаю, почему ограничения на использование нецензурных выражений появились, а поводов для их употребления по-прежнему масса? Хотя конкретно на эту дорогу гораздо колоритнее ругаться на великом и могучем бурятском языке. И тем не менее очень хочется каждые пару минут добавлять пару крепких словечек на родном русском. Впрочем, эта трасса и без нашего участия всё сказала сама за себя.
182 км. Мост через реку Хурета.
На минуточку, название старательно исправлено и в прямом, и в обратном направлении. А что делать, когда в обе стороны дорожная обстановка - полная, стопроцентная река Хурета??
Спасибо, что выслушали! Извините, наболело.
С глубоким уважением, Ирина из Хабаровска.
...Волочёмся который час, даже красоты природы совершенно не радуют, хочется в царство раскалённого бетона и душного асфальта.
186 км. Озеро Витлаус. В Еравнинском районе много красивых озёр, но любоваться ими уже нет сил...
Два полусгнивших моста через реку Шара-Горхон. Игра в везёт - не везёт или имитация двустороннего движения?
Дальше я практически бросила фотографировать. Во-первых, из трясущейся машины ничего толкового не получается. Во-вторых, просить останавливаться для того, чтобы что-нибудь щёлкнуть, становится страшно, так как у мужской части экипажа созревало настроение из серии "Давайте отрежем Сусанину ногу!". В-третьих, всем нестерпимо хотелось есть, а вокруг из пищи только бурундуки. А в-четвертых, нет ясности, когда этот ад местного разлива закончится...
Около 16:00 по Бурятии. Мы в пути почти 8 часов, пройдено около 220 км. Подъезжаем к Исинге.
Как видно из фото, в Исинге радовать асфальтом ни нас, ни местных жителей никто не собирается. Приехали, ядрён батон... Следующий населённый пункт через 24 км. - Ширинга, но, судя по карте, он еще меньше, чем Исинга, а значит надежды на материализацию нормальной дороги нет. Центральное поселение Еравнинского района - это село Сосново-Озёрское, может, там наконец-то начинается цивилизация? До него 56 км., по такой дороге это ещё почти 3 часа. А до Удинска - 230 км., из них мы уверены только в 46 км. асфальта. Арифметика и световой день по расчётам и ощущениям не в нашу пользу. Зато появляется гадкая перспектива за сегодня так и не добраться, а остаться где-то на этой чёртовой дороге с редкими признаками жизни. У меня начинается тихий колотун, грозящий перерасти в громкую полноценную истерику. Хочется выскочить из машины, забиться головой об капот и диким голосом заорать что-то нечленораздельное. Ааа! Это когда-нибудь закончится или нет?! ААААА!!!
Сдерживает только одно: сдаётся мне, что при первых признаках неадекватного поведения мои мужики выкинут меня из машины, как самое слабое звено, и предоставят уникальную возможность добраться до Удинска самостоятельно, то есть пешком. Прокрутив в уме слабо заманчивые картины теперь уже пешего путешествия, я вытащила телефон - связь есть.
- МАМА!!! Узнай срочно хоть у кого-нибудь! Ну, кто ездил или у кого родственники в Сосновке! Есть! Ли! От Сосновки! До Хоринска! Асфальт?! Пожалуйста! Мы ждём! Очень ждём!
Что обо мне подумала в тот момент мама, никто так и не узнал. Но минуты через три ответ у нас уже был - говорят, асфальт есть. Ну хоть так, тогда сегодня доберёмся, ведь мы всё равно едем, других вариантов здесь нет.
Путь до Сосново-Озёрского запомнился слабо. Я пыталась держать на месте стремительно уезжающую крышу, объявляла ближайшие населённые пункты и оставшийся километраж. Петруха пытался унять нервный тик, возникший от бесконечно дрожащего руля, и грязно ругался на каждый ухаб и кочку. Что испытывал тогда Лёха, я не знаю, но думаю, что его мысли явно не были направлены на что-то радужное и положительное. Скорее всего он посылал лучи ненависти в мою сторону и слушал бурчание своего голодного живота. Такие желанные в начале путешествия еравнинские озёра мы проехали мимо, почти на них не глядя: Хорга, Большое Голубое, Малое Еравное, Хаймисановское... Оживились только на озере Сосновом: вот-вот должен был показаться асфальт и Сосново-Озёрское.
Да! Какой есть, но асфальт начался и около 19:00 по Бурятии мы с лицами буйнопомешанных ввалились в закусочную "Олзо", что в селе Сосново-Озёрское. Еды! Чаю! Быстрее! У нас карета превращается в тыкву! То есть темнеет, а у нас ещё 170 км. впереди!
Вкуса пищи я к тому моменту не различала: это была еда, её можно было съесть и это являлось её главным достоинством. Зато уши оставались свободными и они мучительно пытались оценить по достоинству выбор музыки в данном заведении. На что у меня совершенно неинтеллигентные, разносторонние и местами странные музыкальные пристрастия, но шедевры отечественных исполнителей, звучащие в этой закусочной, повергали в шок. Культурный. Это был даже не русский шансон. Это было круче.
Из запомнившегося (Biffguyz "Приседаешь в зале", я потом дома посмотрела):
Ты приседаешь в залле, чтоб все опупевалли,    
В Москве или на Дальнем малышки ходят в зал!
И для тебя нормалльно иметь её овалльной,      
И даже в своей ванной качаешь плотно зад!       
Когда я это услышала, то решила, что это со мной за время пути стало "ненормалльно" и я что-то не так поняла. Но следующей песней здесь звалась фраза "Хочу на Ибицу", произносимая на разные лады женским голосом под заводную музычку, охи и вздохи. Я с вожделенной котлетой в зубах чуть с дивана не сползла. Были бы силы, я бы начала неприлично ржать и просить включить продолжение плей-листа. Всё-таки нечасто встретишь такую редкостную подборку песенного идиотизма.
Таким образом, обогатившись культурно и насытившись физически, в 19:20 по Бурятии мы поехали дальше. Смеркалось...
Православный крест на выезде из Сосново-Озёрского. Единственное фото между Исингой и Удинском.
За выездом из Сосново-Озёрского мысленно напряглись. Видали уже, ага. Деревня кончается, и приемлемая дорога вместе с ней. Но здесь асфальт был. Немножко. Ровно на одну машину. Плохонький, конечно, но всё же не грунтовка. Можно ехать, и временами даже 60 км./ч. Я мысленно выдохнула - доедем! Но тут вдалеке показалась встречная машина, и Петруха неуверенно спросил меня: "Ир, а как тут люди разъезжаются?...". И, пока я ему отвечала, успела понять, что расслабляться рано и далеко не всё еще закончилось.
Что было дальше? 170 километров по узкому асфальту. Отчаянные попытки догнать неумолимо закатывающееся солнце. Встречные машины, при виде которых мы снижали скорость и медленно катились парой колёс по обочине, чтобы не задеть друг друга. Сёла Еравнинского района Комсомольское, Можайка, Поперечное. Начало долгожданного Хоринского района. Река какого-то Нахала. Знакомые деревни Ониноборск и Анинск. Административный центр Хоринского района посёлок Хоринск, в котором мы впервые за день смогли заправиться 95-м бензином на проверенной АЗС Альянс. 40 км. от Хоринска до Удинска в кромешной темноте, так как освещение по этой трассе не предусмотрено. Здесь после разъезда с каждой встречной машиной искренне хотелось перекреститься. 456-й км., 22:40 по Бурятии - и родной Удинск! Ещё километрик - дома!!! Аплодисменты пилоту! Поцелуи и объятия родных и горячо любимых. Мамочка. Дочурка. Баня водка, гармонь и лосось и ужин. Парное молоко. И сон, долгожданный сон.
Наша цель - мой родной дом, в котором нас ждут всегда.
Между прочим, во время нашей поездки был дан знак, который явно указывал на то, что стоит только свернуть с федеральной трассы, как начнутся приключения. В районе Магдагачи мы попытались поискать ночлег в посёлке, свернули, проехали пару километров по стиральной доске, плюнули и вернулись обратно. Намёк не был понят, и вот результат. Теперь, конечно, кажется, что любое автопутешествие по России было бы неполноценным, если бы в нём не было описания проезда по различным говнам. Опять же, если существуют такие дороги, должны же быть и дураки, которые по ним пытаются ездить, не правда ли?
Нет, я не пытаюсь снять с себя почётное звание разгильдяя - оно несомненно и безусловно. Стоит только посмотреть на эти записи и сделать выводы: проходит третий месяц после поездки, а я в среднем сподобилась описать аж в месяц по дню. Ай да я, ай да удалая бабёнка! Глядишь, к лету-то и готово будет!
И всё же в данном случае настоятельно требую причислить к составу разгильдяев уважаемых картографов ФГУП "Забайкальское геодезическое предприятие", которое любезно составило автодорожный атлас республики Бурятия по состоянию на апрель 2014 года. В этом замечательном издании для нас нарисовали эту дорогу как "с покрытием (шоссе)". Из Википедии мы легко можем узнать, что шоссе - это дорога с искусственным покрытием, чаще всего - твёрдым, обязательно с устройством дорожного полотна поверх грунтового основания, и с канавами для стока воды по обочинам. По большей части как раз твердого искусственного покрытия поверх грунтового основания мы так и не нашли. Возможно, уважаемые картографы пользуются понятием, которое было актуально до 50-х годов XX века? А именно "всесезонная гужевая дорога"? Предупреждать надо!
И, раз уж на то пошло, пусть Google тоже будет разгильдяем. Он этот маршрут нам в качестве основного проложил.
Обратно несомненно поедем по варианту 1. А тут мне рассказали, что есть еще один способ добраться из Читы в Удинск: по федеральной до Закульты Забайкальского края, затем в Бурятии через Кижингинский район в Хоринск, а там понятно. Этот метод я остереглась и предлагать, опасаясь, что по приезду в Хабаровск муж отправится подавать заявление на развод, а брат потребует исключить из состава семьи. Оставим, хе-хе, для следующего раза. Эту дорогу даже Google не знает, одним ответственным меньше. Атлас рисует её тем же самым шоссе, но если там тоже говны, то их хотя бы всего 108 км.
Итог третьего дня: пройдено 468 км., из них 27 км. возврата по федеральной трассе и 227 км. по грунтовой дороге. Время в пути около 14 часов. На завтра по плану - отдых. Уже и на Байкал не больно-то хочется. Зато наготове самый главный вывод дня. Удинск - отличная деревня! Гораздо хуже для меня было бы родиться в Романовке. Или, упаси Боже, в Телембе.
Преодолённый путь. В красной точке мы радуемся долгожданной встрече.

Комментариев нет:

Отправить комментарий